Чили

Первая часть чилийской эпопеи.

Машина на мосту

Содержание:
День 1-й: Подготовка к путешествию; приезд в Чили через Панаму
День 2-й: Punta Arenas
День 3-й: пингвины острова Магдалены и заповедник Seño Otway
День 4-й: Torres del Paine National Park; три башни
День 5-й: Torres del Paine National Park; озеро Pehoe

К чилийскому путешествию, назначенному на декабрь-январь, мы начали готовиться в конце лета. Если посмотреть на карту, Чили покажется такой тощей и длинной колбасой, растянувшейся по самому краю южно-американского континента на 4 c половиной тысячи километров. Расстояния между самыми привлекательными местами страны огромны, поэтому требуется очень четкий план действий, выверенный до мелочей, и перепроверенный не по одному разу. Иначе сбой в одном сегменте может потянуть за собой нестыковки в других, особенно при ограниченном количестве отпускного времени как у нас. На знакомство со страной нам было отпущено ровно полмесяца, чего категорически мало, но с мизерными американскими отпусками особо не повыпендриваешься.
Первая часть подготовки путешествия свелась к тому, чтобы точно обозначить список обязательных и интересных мест. Мы крутились и так и этак, проведя множество часов в книжных магазинах и в интернете, стараясь обозначить самое-самое. Окончательный план в файлике имел мало общего со своим первоначальным вариантом, зато включал в себя всё нужное. Таким образом, маршрут нарисовался следующий:

Перелет в Чили через Панаму - Патагония - Пунта-Аренас - остров Св. Магдалены (съемка гнездящихся пингвинов) - заповедник Seño Otway (пингвины на материке) - национальный парк Torres del Paine - подъем к трем вершинам Торреса - озеро Pehoe - ледник Grey - сплав на каяках по ледниковой реке - перелет на о. Пасхи (истуканы) - встреча Нового Года в Сантьяго - перелет в пустыню Атакама - соляные озера - съемка Андских фламинго - лагуны на границе с Боливией - дюны в Долине Луны (Valle de Luna) - высокогорное гейзеровое поле El Tatio - San Pedro de Atacama - перелет в Сантьяго - возвращение домой.

План маршрута путешествия

 Больше ни впихнуть, ни вычеркнуть из маршрута было нельзя, настало время покупать билеты. За полмесяца мы совершили 15 полетов, разной протяженности и разными авиакомпаниями. Использовались американская Continental, панамская Copa, и местные чилийские LAN и Sky airlines. Самый короткий перелет продолжался всего 30 минут, из Антофагасты (север Чили) в Каламу (отправная точка для путешествия по Атакаме), и одновременно являлся самым трясучим. Самолет так махал крыльями и закладывал такие крутые виражи, что я впервые за долгое время задумалась об использовании пакетика :) (авиакомпания Sky).
Самый длинный перелет был из Панама-Сити в столицу Чили - Сантьяго, 6 часов, где нас удачно пересадили в первый класс. Рейс был ночной, и широкие места с достаточным местом для ног пришлись как нельзя кстати, да и кормили вкусно (Copa).
Самые шикарные самолеты были у чилийской LAN. Это единственная авиакомпания, которая совершает рейсы на остров Пасхи 4 раза в неделю из Сантьяго. Остров Пасхи (Rapa Nui) - самый удаленный остров на Земле, расположенный в 3700 км от побережья Чили. Полет туда походил на гавайский: как встали на эшелон, так и пилили все 4 часа над океаном. Достоинство LAN заключалось в системе развлечения пассажиров в полете: в спинках кресел были вделаны не просто мониторы, а компьютеры, с загруженными фильмами, которые можно было смотреть когда угодно, а не как обычно; целые аудиоальбомы также были доступны на любой вкус, как и телесериалы, игры, новости. В целом, не интересный пейзаж за иллюминаторами с лихвой компенсировался таким приятным бонусом. Остальные перелеты длились от полутора до четырех часов.

Цены на авиабилеты варьировались от $250 на локальных авиакомпаниях до $1000 с небольшим на Continental. Совет в копилку: авиабилеты лучше покупать на сайте самих авиакомпаний, причем есть такая фишка. На испанской версии сайтов цены совершенно другие (меньшие), чем на английской. Мы все билеты покупали, переключившись на испанский язык, никаких проблем с резервациями не было вообще, всё сработало без сучка, без задоринки. Если вы плохо читаете по-испански, загружайте сайты через переводчики типа http://babelfish.yahoo.com/ Это хоть и будет немного геморройно и время-затратно, но позволит сэкономить значительную сумму денег.

Теперь, наверное, становится понятно, что с таким количеством авиабилетов на руках мы малость рисковали. В голове беспокоились мысли: а что, если такой-то рейс отложат? А что, если задержат? А что, если… Чтобы не скатиться в паранойю, решили волноваться о проблемах по мере их поступления. Вот отложат/задержат, тогда и будем думать. Тем более, что ни один из рейсов не был подогнан вплотную к другому; между ними имелся хоть маленький, но жировой, временной запасик. Гостиницы я частично заказала заранее по интернету; Илья тоже самое сделал с арендой машин в Патагонии, на о. Пасхи, и в Атакаме. Без накладок не обошлось, далеко не всегда мы получали именно то, на что рассчитывали, но выход всегда находился. Более подробно я расскажу обо всем в соответствующих главах.
С языком проблем возникнуть не должно было, всё же Чили - не первая испаноязычная страна, по которой мы путешествовали “дикарями”. Уж поселиться в гостиницу, спросить дорогу, или сделать заказ в ресторане вполне были способны. Здесь сюрпризов не ждали, их и не оказалось.

Когда лучше всего путешествовать по Чили - сказать довольно затруднительно из-за вертикального размера страны. Трудно себе представить, что погода может быть одинакова и в Патагонии по пути в Антарктику, и в пустыне Атакама в преддверии тропических широт. Патагонию и нац. парк Torres del Paine лучше всего исследовать тамошним летом (с декабря по март); остров Пасхи - в любое время, но в декабре-январе может быть дороже из-за наплыва туристов. То же самое с Атакамой, плюс в пустыне надо учитывать высоту - ночью реально холодно, даже в летние месяцы.

О безопасности. Чили чуть ли не самая безопасная страна в Южной Америке, с очень низким уровнем преступности (намного ниже, чем в США). Но даже там воровство никто не отменял, особенно в Сантьяго (метро, автобусные остановки), а также мелкое мошенничество по отношению к заезжим гринго. Например, попытка взимания денег на бесплатной по умолчанию парковке, или “нечаянное” пролитие сока на вашу одежду в качестве отвлекающего маневра. Будьте бдительны. По личным ощущениям - в Чили мы чувствовали себя вполне уютно, в своей тарелке, намного спокойнее, чем в том же Перу, и тем более в Африке. С точки зрения медицинской безопасности тоже всё в порядке. В стране нет ни малярии, ни желтой лихорадки; вакцинироваться перед путешествием не нужно.

О деньгах. Чилийские деньги, как и мексиканские, называются “песо”. На момент поездки $1=500 Ch.pesos. Самый удобный способ пополнения сумы - как всегда - снятие денег с карточек через ATM. Они поддерживают обе системы, и Plus для Visa, и Cirrus для MasterCard, а кое-где принимали у нас даже AmEx. Перед транзакцией нужно выбрать опцию “зарубежная карточка” (tarjeta extranjera). За различные услуги лучше платить наличными, снятыми заранее. Кредитки могут брать (не везде), но дополнительно возьмут и 6% к сумме, чтобы покрыть стоимость транзакции. Иногда принимают американские доллары, особенно в туристических агентствах при заказе каких-либо экскурсий, или на въезде в национальные парки и заповедники.

О вождении в Чили. В связи с тем, что по Чили мы передвигались в основном при помощи самолетов, машинами пользовались только для исследования конкретных мест, но не для попадания из одного в другое. Машины брали на прокат три раза: в Пунта-Аренасе, на о. Пасхи, и в Каламе (Атакама) по цене в среднем $50-60 в день за 4×4, с неограниченным километражем, плюс неизменный налог 19% (IVA). На машину также должна быть оформлена обязательная минимальная страховка - seguro obligatorio (за исключеним острова Пасхи - там не то, что страховку, водительские права не спрашивают). Liability insurance - по желанию. Международные водительские права в принципе не обязательны для жителей США и Канады, но лучше сделать в ближайшем офисе AAA по месту жительства, для собственного спокойствия. Бензин (bencina) стоил в среднем $1.20 за литр; дизель в два раза дешевле. Ограничение скорости - за городом 100-120 км/ч, в пределах городов 40-60 км/ч.

Примеры дорожного покрытия:
1). Окрестности Пунта-Аренаса:

Окрестности Пунто-Аренаса

2). Мост в национальном парке Torres del Paine:

Мост в национальном парке Torres del Paine

3). Остров Пасхи:

Остров Пасхи

4). Дорога в Атакаму:

Дорога на Атакаму

Езда по гравийке - без проблем, тем более, что в некоторых частях страны по-другому и не получится. Характерный пример - национальный парк Torres del Paine, где заасфальтированных дорог нет в принципе. В Сантьяго мы машину не брали, пользуясь метро (удобно). Да и иметь в столице собственное средство передвижения довольно геморройно - в одни дни там разрешено ездить только авто с четными номерами, в другие - с нечетными (из-за смога).
К своему глубокому удивлению, с дорожной полицией не пересеклись ни разу (гы-гы, вспоминая предыдущие поездки :), и более того - даже ни разу не видели полицейских засад, как и трафика. Бывало, что ехали несколько часов, не встретив и не обогнав ни одной машины.

Дорожные знаки всё те же, что и в других латиноамериканских странах:
- красный 8-угольный “Alto” - “Стоп!”
- “Ceda” - “Пропусти”
- “Mantenga su derecha” - “Прими вправо”

Карты по стране можно распечатать вот отсюда. Особое внимание рекомендую уделить карте нац. парка Torres del Paine. Она нам очень помогла в прокладывании маршрута по тем местам. GPS карты (для Garmin) мы скачивали с этого испаноязычного сайта. Они очень пригодились в Атакаме. А так же, на амазоне была куплена водоустойчивая карта от Rough Guide, масштаба 1 : 1,600,000. Не сильно применялась на практике, но помогла в планировании.

Итак, в 20-х числах декабря, перед католическим рождеством, мы отправились в чилийское путешествие. Привыкнув к тому, что из Хьюстона есть прямые рейсы практически во все крупные города (а теперь даже в Москву), с удивлением узнали, что в столицу Чили - Сантьяго - таковых не имеется. Были _очень_ удивлены! Таким образом, надо было делать остановку либо в Майями, либо в Панаме. Майями нас не привлекал вообще ни с какой стороны, поэтому решили остановиться в Панама-Сити. Вырисовывались две опции: время пересадки между рейсами полтора или 6 часов. Полтора часа, конечно, здорово, но когда еще удастся попасть в “сердце Вселенной” (прозвище Панамы “Corazon del Universo”)?! И мы сделали выбор в пользу 6 часов, намереваясь за это время арендовать машину в аэропорту, и сгонять посмотреть на проход судов по знаменитому Панамскому каналу.

Панамский канал

До Panama-City лету всего 3 часа 40 минут, с красивым низким заходом на посадку над Panama Canal, над центром города, небоскребами и яхтами в заливе. Еще дома мы получили визы в панамском консульстве; американским гражданам $5, россиянам - $30. Штампик в американском паспорте очень удивил панамских пограничников, они привыкли ставить его прямо на границе. Лишили, понимаешь, ребят законных $5 :) В аэропорту в конторе “Alamo” взяли на 4 часа белую Тойоту Ярис с ручной коробкой ($16 + $12 обязательная для Панамы страховка). Сделали check-in на дальнейших рейс в Чили, получив козырные места, и налегке отправились смотреть Панамский канал. Аэропорт Tocumen (PTY) расположен в 20 минутах езды от центра, соединен с ним платным шоссе Corredor Sur с двумя толлами ($1.20 и $1.40). В Панаме в ходу американские доллары, своих бумажных денег нет, но есть монеты balboa; курс 1 к 1.

Автобус на мосту

Центр Панама-Сити издалека красивый, вблизи - хаос, полно недостроенных небоскребов с трущобами у подножия. Скорость за городом 110 км/ч, в пределах города 40-80 км/ч. Едут кто как может, но не быстро; шальные пешеходы, разукрашенные автобусы, на дорогах попадаются ямы. Знаки есть, но ориентироваться тяжеловато, лучше по сторонам света. Через рынок в центре кое-как выбрались на шоссе Corredor Norte, умудрившись проскочить не заплатив толла (случайно), и наконец, взяли курс на Панамский канал в 20 км от города.

Панамский канал

Канал прорыт через самое узкое и низкое место перешейка, соединяет город Colon на Карибской стороне и Панама-Сити на Тихоокеанской. В окрестностях расположено несколько американских военных баз, просто так подъехать и заглянуть “в канал” нельзя. Но это можно сделать со специально построенных площадок, самой популярной из которых является Miraflores Locks, куда мы и держали путь. Знаки к шлюзам хорошо расставлены (в отличии от центра города), на въезде секьюрити подсказали где можно запарковаться. Выходить к каналу разрешается через большое 4-этажное белое здание (Centro de Visitantes de Miraflores), уплатив предварительно на первом этаже $8 если хочется посмотреть музей и кино о строительстве; и $5 - только для тех, кто жаждет попасть на обзорную площадку.

Панамский канал

Когда поднялись на террасу, выяснилось, что вот это судно, медленно проплывающее под нами, и загруженное контейнерами по самое “немогу” - последнее на сегодняшний день, проходящее через канал. Еще чуть-чуть, и не успели бы! Террасу закрывают в 5 pm. Канал оказался намного уже, чем представлялся до этого. Большое впечатление произвело то, что в системе нет ни одного насоса - корабли поднимаются и опускаются с помощью естественных сил гравитации. А двигаются они за счет специальных поездов - “мулов”, помогающих судам протиснуться из одного океана в другой. Пока нагруженный танкер скрипел и пыхтел мимо, из репродуктора на площадке доносился голос экскурсовода, рассказывающий о разных интересных фактах, связанных с каналом. Когда начали строить, сколько стоит судну один проход, и т.д. Частично эти сведения я записала на диктофон; более подробно о Панамском канале можно почитать в соответствующем фоторепортаже.

В 5 вечера всех попросили покинуть обзорную площадку. До самолета в Чили еще было время, поэтому мы не вернулись в город, а проехали чуть дальше от него в противоположном направлении, до моста Central bridge через канал, который заприметили еще с площадки Miraflores Locks. Остановившись на обочине прямо под знаком “стоянка запрещена” (уж больно хотелось запечатлеть красивый подвесной мост в вечерних лучах), тут же были огорошены грозным окриком спешащего к нам полицейского:

- USA? No foto! No foto, señora!
Муж вылез из машины, и объяснил стражу порядка, что сеньора ни разу не “USA”, а очень даже “Rusa”. Может паспорт показать?
- Rusa? - тут же заулыбался полисмен. - Русо можно. Давайте я вас подсажу вот на это ограждение, с него не только мост хорошо виден, но и танкер, входящий в канал. Видите, сеньора? Канал у нас красивый! Вы надолго в Панаму?
Я: - Вижу, господин полицейский. Мы тут проездом. Спасибо вам большое, нам пора.

Переправа через канал

Вот такая избирательность по гражданству. Как и в случае с Коста-Рикой, где российское гражданство спасло нас от двойного штрафа, в Панаме оно снова обеспечило доброжелательное расположение со стороны местных. Ой, не любят в Латинской Америке американцев, больно много нагадили.

Панамский канал

Мы вернулись в центр Панама-Сити, отдохнули немного на берегу залива, и взяли курс на аэропорт. Но т.к. карта у нас была только та, что выдали в рентальной конторе (читай - схематичная), мы успешно заплутали в небоскребах, которыми так восхищались издалека. В темноте. Вблизи небоскребы оказались недостроенными, заброшенными, темными, угрюмыми бетонными башнями, у подножия которых раскинулись трущобы. Самые натуральные, хорошо изображемые в фильмах о постядерной войне. На улицах бродили подозрительные личности в рванье, бегали блохастые тощие псины; по сторонам дороги тянулись “дома” - картонные и фанерные ящики, размером 2х2 метра; костры в бочках, горы мусора… Это было не то, что гетто, а самое настоящее “на дне”. Впечатления от всего увиденного были настолько удручающие, что я непроизвольно сползла вниз по сиденью, прикрывшись бесполезной картой, лишь изредка поглядывая одним глазом в окно. Как говорится, штурман спекся. На Илье тоже лица не было, и я не представляю как он вообще мог вести машину в таких условиях. Видя, что нам никак не удается выехать из трущоб, а останавливаться и спрашивать дорогу мы бы не стали даже под дулом пистолета, решили действовать просто - взять хотя бы правильное направление. Где у нас должен быть аэропорт? На юге. Включили GPS, и используя его как компас, держась одной стрелочки “south” (других ориентиров, собственно, и не было), выбрались таки в безопасную часть города на Balboa Ave., и далее на Corredor Sur до аэропорта.

Успешно вернули машину в прокатную контору, немного пришли в себя в баре, после чего пошли на рейс в Сантьяго (Copa airlines). При прохождении секьюрити возникла небольшая заминка - опять вызвал удивление штампик с панамской визой в американском паспорте. Ну не привыкли панамцы, что американцы получают визу заранее. А как известно, все события, хоть немного отличающиеся от стандартной модели поведения, вгоняют таких людей в ступор. И вроде ничего не нарушено, а в то же время что-то подозрительно, и никому не хочется брать на себя принятие решения. В результате, первый секьюрити позвал другого, тот - администратора, тот - еще кого-то. Через 10 минут вокруг нас плясали с бубнами уже 4 человека. Они крутили паспорт и так, и этак, уносили его куда-то, снова приносили. В конце концов, связавшись по рации с кем-то ну очень важным (президентом, наверное :), нам дали зеленый свет. Мы уже 20 раз пожалели о своей предусмотрительности; надо было делать как все, платя эти несчастные $5 на границе, и не выпендриваться.

Но это было еще не все. Уже в салоне самолета оказалось, что на наши места есть билеты у других людей, что-то видимо напутали при регистрации. Стюардесса решила пересадить одну из пар в первый класс. Кого, как думаете? Правильно :) Потому что зарегистрировались на рейс раньше, при прочих равных. 6 часов до Сантьяго провели с максимальным комфортом, в широких кожаных креслах, что было как нельзя кстати в ночном рейсе. Кормили вкусно; застеленные скатертями столики, хорошая фарфоровая посуда; супчик, второе, красное вино в неограниченных количествах, что еще надо. По-английски говорили уже не очень. В Сантьяго мы прилетели в 3 утра, даже умудрившись выспаться. На границе я заплатила $100 tax (лучше иметь без сдачи); на последнюю страницу паспорта прилепили квиток, что в Чили теперь могу ездить не платя налога, пока действителен паспорт (правило для американских граждан). Для путешествующих с русским загранпаспортом, нужно заранее сделать чилийскую визу ($50). Это хоть и дешевле в два раза, чем американский налог, но виза единовременная.

Сантьяго расположен в самом центре Чили, а нам нужно было на юг, в Патагонию, поэтому расслабляться было рано, до места назначения еще было далеко. Зарегистрировались на следующий рейс в 8 утра, авиакомпания Sky airlines. Бродим по аэропорту, стараемся не заснуть.


Большое спасибо ресурсу andreev.org за предоставленный материал, продолжение рассказа вы можете прочитать здесь: 
День 1-й: Подготовка к путешествию; приезд в Чили через Панаму
День 2-й: Punta Arenas
День 3-й: пингвины острова Магдалены и заповедник Seño Otway
День 4-й: Torres del Paine National Park; три башни
День 5-й: Torres del Paine National Park; озеро Pehoe

 



Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.