Украина

Хотинская крепость. Часть 2.

С бешеной скоростью выехала наша маршрутка в северном направлении. Ехали на максимальной скорости, и вот, через примерно сорок минут наша остановка - село Хотин.
Маленький автовокзал, ничего примечательного. Спросили у таксистов куда идти к турецкой крепости. От автовокзала нужно идти дальше прямо по дороге к центру села и свернуть направо, оттуда около трех километров постоянно прямо по дороге никуда не сворачивая, для уверенности мы еще спрашивали у прохожих в верном ли идем направлении. 
После получаса живенькой ходьбы виден въезд на территорию музея. Там можно поставить машину на стоянку, купить входные билеты и множество сувениров. И далее, через ворота в крепостной стене мы попадаем на территорию Хотинской крепости.

Ворота в Хотинскую крепость

Теперь немного истории, цифр и фактов:
В 2002 году город отметил свое 1000-летие, известно, что раньше на территории будущего города проживали славянские племена тиверцев(8-10 века). В середине 8 ст. во времена Данила Галицкого деревянные укрепления в южной части мыса были заменены каменными стенами. Их фрагмент высотой 7,5 метров археологи выявили в толще восточной стены, сооруженной в 15 веке, крепость защищал ров шириной 6 м. Тогда же на территории крепости из кирпича и камня была построена церковь. Во второй половине 14 века Хотин вошел в состав Молдавского княжества, В мае 1387 года воевода Петру 1 Мушат от имени народа признал вассальную зависимость от польского короля. Начиная с 30-х годов 14 века на Хотин не раз нападали польские войска. С 1456 года Молдавское княжество стало выплачивать дань туркам-османам. Воевода Штефан 3 Великий (1457-1504) приложил немало усилий для сохранения независимости княжества. На границах Молдавии выросли мощные крепости: Белгород, Килия, Хотин. 
Было увеличена площадь, на 8-10 м поднят уровень двора, постороены высокие башни (около 40 м) и толстые стены (около 5 м). Башни крепости - гигантские каменные столпы, нижняя часть которых  - скальный монолит - обложенна снаружи камнем. Восточная стена, стоящая на скале, опускается прямо к Днестру, почти прямая, в то время, как западная - дугообразная. По вершинам стен шел закрытый боевой ход с бойницами для вернего боя. 
Существует легенда про то, что для неприступности замка в его стену замуровали живую девушку. Так местные жители объясняли происхождение мокрых пятен на стенах крепости. На самом деле пятна появились на месте старого рва, засыпанного в 15 в.
Строители декорировали стены орнаментом из красного кирпича в виде 6-8 полос из прямоугольников и пирамид. Трехступенчатые пирамиды завершены греческими крестами, исполнявшими функцию оберега - так называемый "святой Тетрактис" (равносторонний треугольник со стороной 4, который имеет 4 горизонтальных уровня 1;2;3;4).
Уже в 1476 г. под стенами Хотинской крепости появилась турецкая армия, однако гарнизон успешно выдержал осаду и отбил все вражеские нападения.
После этого не раз под стенами появлялись польские, турецкие и козацкие войска и город переходил из рук в руки. Во время русско-турецкий войн Хотин трижды брали русские войска. Первый раз крепость капитулировала 19 августа 1739 года после того как под Ставчанами войска генерал-фельдмаршала Миниха разгромили 80-тыс. армию Вели-паши. Ключи от крепости сдал ее комендант Илиас-паша Колчак (предок адмирала А. Колчака, можно прочитать об этом в википедии). 
26 ноября 1806 г. русские войска генерала Михельсона в очередной раз вошли в Хотин и в 1812 г. по Бухарестскому мирному договору Бессарабия отошла Российской империи. В 1918 г. город захватила Румыния, а в 1940 Хотин отошел к СССР.
Часто образ неприступного замка на берегу Днестра использовали кинематографисты. Например в 2007 г. тут снимались кадры фильма "Тарас Бульба".


Людей было очень много, выходные как-никак. Впереди виднеются развалины мечети, построенной турками:

Хотинская крепость

Также имеется и церковь Александра Невского (1830-1835 гг.), которая в кадр не попала. Вид на замок с развалин мечети.

Вид на Хотинский замок с развалин мечети

А это вид сзади, откуда мы зашли:

Хотинская крепость. Вид сзади

Стена, окружающая крепость:

Стена, окружающая Хотинской крепости

Собственно, сам замок:

Хотинский замок

Одна из башен замка

Башня Хотинского замка

Внутренний двор замка, чуть левее центра - колодец, а вдали в центре небольшой деревянный помост, где снимали сцену казни сына Тараса Бульбы.

Внутренний двор Хотинского замка

Колодец в Хотинском замке

Внутри Хотинской крепости

Вид на западную сторону замка:

Западная сторона Хотинского замка

Мостик через ручей:

Мостик

Прямая восточная стена замка со стороны Днестра:

Восточная стена Хотинского замка

Восточная стена Хотинского замка

Отойдя подальше от западной стены замка видно и мокрое пятно, о котором говорилось в легенде. Причем это все еще территория крепости, окруженная стеной, здесь мог разместиться солдатский гарнизон из нескольких тысяч человек.

Территория Хотинской крепости

Территория Хотинской крепости

На территории Хотинской крепости

Немного отдохнув, повалявшись на травке, мы покрепились и двинулись в обратный путь к автовокзалу, чтобы попасть к нашему следующему месту назначения - городу Каменец-Подольский. Дорога назад показалась намного длиннее, но и ее мы преодолели. Зайдя на вокзал узнали что автобусов и машруток сегодня уже не будет, только один вечерний автобус на Киев около девяти вечера, но кассирша посоветовала постоять рядом попробовать поймать что-то проходящее.
Так мы простояли часа полтора, ни одна машина не останавливалась и никаких маршруток не было. Таксисты предложили за 90 грн. с ветерком в Каменец, от чего мы благодушно отказались :) А еще рядом с нами стояли двое: отец с сыном (отец сильно смахивал на какого-то местного убийцу), по-видимому тоже направлявшиеся в Каменец. Им тоже таксисты предлагали свои услуги, но те наотрез отказывались поясняя это тем, что вот еще немного и что-то будет ехать, однако и их терпение стало подходит к концу. Мужчина подошел ко мне и неожиданно по-русски заговорил добрым голосом, оказывается ему один водитель предлагал добраться до города за 40 грн., то есть по 10 с носа и мы там. Конечно мы с радостью согласились.
Дорога с ветерком заняла около 20-25 минут, водитель с отцом впереди разговаривали о жизни, а мы втроем сидели сзади и глазели по сторонам.
Итак, вот он Каменец-Подольский, нас высаживают где-то, на часах девять вечера, (как потом оказалось почти в центре города) и мы начинаем быстро соображать куда нам пойти, чтобы переночевать.

Продолжение: где же нам удалось найти ночлег и что было на следующий день в Каменце-Подольском.



Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.